5
(19)

Эту статью написал инженер Николай Крайний.

Как известно, в любом трудовом коллективе, который реализует сложные строительные проекты, решает ответственные производственные задачи, каждый сотрудник, от начальника смены до рабочего, выполняет определенную функцию, вносит свой вклад в достижение поставленных результатов.

Мастер—каменщик ведет сложную кладку стен, а подсобник обеспечивает его всеми необходимыми материалами, доставляет и размещает их в пределах рабочей зоны, помогает правильно организовать рабочее место.

Не следует преуменьшать или преувеличивать роль и значение отдельных членов трудового коллектива (бригады, звена, смены): каждый делает свое дело.

Вместе с тем, степень сложности тех или иных видов работ, уровень ответственности, возлагаемый на их исполнителей, конечно, являются разными, когда речь идет о комплексном строительном процессе.

Поэтому, к каждому члену рабочего коллектива предъявляются различные требования, имея в виду квалификацию, знания, опыт, которыми он должен обладать.

Каковы в этом смысле роль и значение машиниста буровой установки в буровой строительной организации?

Он управляет буровой техникой, начиненной сложнейшей гидравликой, электроникой и электрикой, от его действий в решающей степени зависят темп и качество выполняемых рабочих операций, будь то бурение или бетонирование.

Ему вверено оборудование, стоимость которого на сегодняшний день составляет миллионы евро. Буровые машины являются основой технической базы любой буровой строительной организации.

Буровые установки – это кормилицы, о которых необходимо заботиться так же, как в свое время заботились о лошадках в крепких крестьянских семьях.

Эксплуатация, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт буровых установок – это предмет заботы механической службы буровой строительной организации. И во всех этих направлениях деятельности механической службы центральной фигурой является машинист буровой установки.

Поэтому, машинист буровой установки должен быть обучен, обладать необходимой квалификацией, иметь соответствующую мотивацию.

И, конечно, к нему, как к центральному, ключевому звену буровой организации, должны предъявляться особые требования. Соответственно, трудовая деятельность машиниста буровой установки на вахте также должна аналогичным образом оцениваться.

Оценка работы машинистов буровых установок – это элемент системного подхода к организации деятельности механической службы, которая, в конечном счете, направлена на поддержание буровой техники в работоспособном состоянии, максимальном продлении сроков ее полезной службы.

О задачах и функциях механической службы буровой строительной организации можно прочитать здесь.

В сегодняшних условиях, когда большинство буровых строительных организаций испытывает значительные финансовые трудности, лишено возможности приобретать новое оборудование, этот фактор приобретает определяющее значение.

В этой статье предлагается комплексный подход к оценке работы машинистов буровых установок, основанный на анализе различных направлений, каждое из которых отражает ту или иную трудовую функцию.

Для чего нужна эта оценка?

Прежде всего, для предупреждения недостатков и ошибок в эксплуатации и техническом обслуживании буровой техники, которые могут допускать машинисты. Разбор таких ошибок в процессе оценки позволяет предупредить их повторение в дальнейшем. «На ошибках учатся!» – эту истину никто не отменял.

Систематическая оценка позволяет руководителю механической службы – техническому директору или главному механику – наблюдать за тем, как растет тот или иной сотрудник, насколько он соответствует предъявляемым высоким требованиям, повышает свою квалификацию.

Наконец, результаты оценки могут служить основанием для поощрения или, напротив, наказания того или иного машиниста по итогам работы на конкретной вахте.

Ниже приведена модель оценки, которая успешно применялась в одной из крупных буровых организаций при выполнении работ на ответственном строительном объекте.

Оценке подлежат следующие направления работы машиниста буровой установки:

— участие в проведении технического обслуживания буровой установки;

— участие в проведении текущих ремонтов буровой установки;

— содержание буровой установки;

— причины и продолжительность простоев буровой установки;

— замечания вахты, принимающей буровую установку для дальнейшей эксплуатации;

— работа машиниста с буровым инструментом;

— результаты проверки знаний.

По каждому из указанных направлений ответственный руководитель – линейный или главный механик – оценивает работу или вклад машиниста буровой установки за отчетный период (вахту) по 10-бальной шкале.

1. Участие в проведении технического обслуживания буровой установки.

1.1. Документом, характеризующим участие машиниста в техническом обслуживании буровой установки, служит рапорт линейного механика, который руководил проведением ТО.

1.2. В рапорте отражается перечень работ по техническому обслуживанию буровой установки, выполненных экипажем, сервисными специалистами и машинистом буровой установки, с указанием затраченного времени.

1.3. Линейный механик оценивает вклад машиниста в проведение ТО, назначает ему тот или иной балл, при этом обязательно обосновывает свое решение.

2. Участие в проведении текущих ремонтов буровой установки.

2.1.  Документом, характеризующим участие машиниста в текущих ремонтах буровой установки, служит рапорт линейного механика, который руководил их проведением.

2.2. В рапорте отражается перечень работ по текущим ремонтам буровой установки, выполненных экипажем, сервисными специалистами и машинистом буровой установки, с указанием затраченного времени.

2.3. В рапорте линейного механика приводятся причины возникновения отказов и неисправностей техники (брак, нормальный износ, неправильная эксплуатация).

2.4. Линейный механик оценивает ответственность машиниста в возникновении неисправностей и его участие в проведении текущих ремонтов, назначает машинисту тот или иной балл с обоснованием своего решения.

2.4. Рапорт подтверждается подписью главного механика.

3. Содержание буровой установки.

3.1. Документом, характеризующим качество содержания буровой установки, является служебная записка главного механика о результатах периодического осмотра с обязательным учетом замечаний начальника строительного (бурового) участка.

3.2. Оценке подлежат следующие направления:

— содержание кабины и рабочего места машиниста;

— содержание поворотной платформы в целом и моторного отсека в частности;

— содержание ходовой части буровой установки;

— содержание ротора, мачты и штанги Келли.

— содержание бурового инструмента;

— содержание площадки.

— ведение сопроводительной документации.

3.3. Линейный механик оценивает качество работы машиниста буровой установки по содержанию буровой техники, назначает машинисту тот или иной балл с обоснованием своего решения.

4. Причины и продолжительность простоев буровой установки

4.1. Документами, характеризующими продолжительность и причины простоев буровой установки, является рапорт диспетчера (начальника участка) буровой строительной организации и/или служебная записка линейного механика;

4.2. В указанных документах отражаются простои буровой установки за отчетный период (вахту) с указанием продолжительности и причины простоев.

4.3. Линейный механик оценивает ответственность машиниста за простои буровой установки, назначая машинисту тот или иной балл с обоснованием своего решения.

5. Замечания вахты, принимающей буровую установку для дальнейшей эксплуатации.

5.1. Документом, оценивающим работу машиниста буровой установки предшествующей вахты, является служебная записка линейного механика, принимающего буровую установку для дальнейшей эксплуатации.

5.2. В служебной записке отражаются обнаруженные при передаче вахты дефекты и неисправности, которые не были указаны в дефектной ведомости или в бортовом журнале предшествующей вахты.

5.3. Главный механик на основе указанной служебной записки оценивает ответственность машиниста предшествующей вахты в части обнаруженных дефектов и неисправностей, назначая ему тот или иной балл с обоснованием своего решения.

6. Работа с буровым инструментом.

6.1. Документом, характеризующим работу машиниста с буровым инструментом, является отчет начальника участка ремонта бурового оборудования (при наличии такового) или служебная записка линейного механика.

6.2. Линейный механик оценивает качество работы машиниста с буровым инструментом, назначает ему тот или иной балл с обоснованием своего решения.

Неправильная эксплуатация бурового оборудования неизбежно приводит к неоправданным простоям, связанным с ремонтом инструмента. А сам по себе ремонт инструмента тоже является затратным занятием.

7. Результаты проверки знаний.

7.1. Документом, характеризующим уровень знаний машиниста буровой установки, является заключение комиссии по результатам проверок знаний и профессиональных экзаменов.

7.2. Регулярная проверка знаний и периодическое проведение профессиональных экзаменов – важное направление в работе механической службы буровой строительной организации.

7.3. Главный механик на основе указанных выше документов оценивает уровень профессиональных знаний машиниста, назначая ему тот или иной балл с обоснованием своего решения.

Результаты оценки (баллы) по каждому из указанных направлений суммируются, в результате определяется итоговая комплексная балльная оценка каждого машиниста за отчетный период.

Каждый машинист буровой установки получит по итогам своей работы на вахте оценку от 0 до 70 баллов.

В организации должны быть разработаны критерии определения балльной оценки машинистов буровой установки по каждому из указанных направлений, что придает такой системе объективный характер, исключает влияние фактора личных отношений между машинистами и линейными механиками.

Возьмем, например, такое направление деятельности машиниста как «участие в проведении технического обслуживания буровой установки».

Могут быть установлены следующие критерии балльной оценки:

0 – 3:

— машинист не выполнил более половины предусмотренных нормативными документами (инструкциями, положениями) регламентных мероприятий;

— выполнено более половины мероприятий, но качество работ по техническому обслуживанию неудовлетворительное;

4 – 6:

— выполнено от 50% до 75% регламентных мероприятий, качество удовлетворительное или хорошее;

7 – 8:

— выполнено более 75% регламентных мероприятий, имеются отдельные замечания к качеству выполненных работ по техническому обслуживанию буровой установки;

— качество регламентных работ в целом хорошее;

9 – 10:

— выполнено 95 – 100 %% регламентных мероприятий, замечаний к качеству их выполнения нет.

Какое практическое значение может иметь предложенная в этой статье система комплексной оценки машинистов буровых установок? Какую пользу она может принести организации?

Прежде всего, отметим, что значение имеют не столько итоговые баллы, полученные тем или иным машинистом, сколько динамика их изменения от вахты к вахте. Если она устойчиво положительна, значит, машинист развивается в нужном для организации направлении, повышает свою квалификацию, улучшается его отношение к работе.

Если нет, значит, он, возможно, чем-то не удовлетворен, и тогда надо разобраться, чем именно, либо не соответствует предъявляемым требованиям, то есть является первым кандидатом на замену.

Во-вторых, полученная машинистом балльная оценка может служить основанием для его премирования, либо, напротив, де премирования по итогам работы за отчетный период.

Устойчиво высокая оценка работы машиниста может также служить основанием для повышения ему уровня оплаты труда, применения других форм поощрения.

Наконец, балльная система оценки при правильном ее применении может вызвать в организации дух соревнования, желание стать лучшим по профессии в своей организации.

Целесообразно на этапе передачи вахты проводить разбор итогов работы за отчетный период, рассматривать проблемы, которые возникали в процессе эксплуатации или текущего ремонта буровой техники. В процессе обсуждения можно делиться с коллегами полезными приемами работы, интересными техническими решениями. Все это способствует повышению квалификации каждого машиниста в отдельности и всего коллектива в целом.

В заключение отметим, что такая система оценки также повышает ответственность руководства механической службы и буровой организации в целом за создание нормальных условий труда, выполнение своих обязательств перед коллективом.

Конечно, если в организации не хватает ресурсов для нормального технического обслуживания буровых установок, текущими ремонтами пренебрегают, выжимая все соки из техники и людей, при этом еще и несвоевременно выплачивают заработную плату, то ни о каком применении подобных комплексных систем оценки машинистов речь идти не может.

Но и судьба таких организаций, как правило, незавидна!

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 19

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.